Новосибирск, 6 мая, АиФ – Новосибирск – Новосибирское водохранилище расширяет свои границы, подмывая берега. Всего за полвека его площадь увеличилась на 12 гектаров, разрушено более 200 км берега. Что ждет прибрежные села?
Дома падают в воду
В послевоенное время потребности Новосибирска в электроэнергии сильно возросли, поэтому было принято решение построить на Оби гидроэлектростанцию. Плотина окончательно перегородила реку в 1959 году, были затоплены центральная часть города Бердска и несколько деревень. Но расчеты оказались неверными — мощи течения равнинной реки оказалось недостаточно, чтобы вырабатывать электроэнергию для большого города. Плата за вмешательство в природу оказалось дорогой.
«Согласно данным исследований, проводимых институтом экологических водных проблем СО РАМН, — подчеркивает Владимир БИТЮКОВ, председатель общественной экологической организации «Обское море», заслуженный эколог России, — по состоянию на 2008 год береговая зона, которая подвергается разрушениям, составляет более 200 км! Это опасно для населенных пунктов, расположенных на берегах Оби. Уже неоднократно в прибрежных деревнях целые дома падали с обрыва из-за потери почвы под фундаментом».
Владелец дачи в селе Сосновка Борис Сергеев подтверждает: «Вода подбирается, образно говоря, к самому порогу. Безусловно, жалко оставлять насиженное место, но безопасность все-таки дороже. Пришлось участок бросить».
Дело в том, что Обское море тянется с юго-запада на северо-восток. И роза ветров в этой местности имеет такое же направление, поэтому возникает большая разгонная длина волны, из-за которой в приплотинной части идет интенсивное разрушение берегов.
«Проектировщики дали прогноз, — продолжает Владимир Битюков, — что этот процесс затухнет через 30–40 лет, но этого не произошло».
Сегодня под угрозой затопления земельные угодья сельскохозяйственного назначения, лесные массивы. Бревна и сучья попадают в водохранилище, загрязняя его. Идет интенсивное заиливание дна.
Осетры как воспоминание
Водозаборы Новосибирска и Бердска стоят на Оби, воды которой несут все «прелести» жизнедеятельности крупных и мелких населенных пунктов, находящихся выше по реке. Водохранилище стало благом для этих городов, потому что оно играет роль природного отстойника.
«Большинство токсичных веществ, — говорит Валерий САВКИН, главный научный сотрудник Института водных и экологических проблем, — оседает на дне. Но заиливание дна не несет опасности для водоснабжения, поскольку заиливается только «мертвый» объем, который находится ниже того уровня, из которого берется вода».
К тому же качество воды можно улучшить при помощи современного оборудования. Но для речной рыбы новые условия оказались смертельными. Из Оби исчезли осетр и стерлядь — плотина ГЭС перекрыла реку, и ценные породы рыб лишились мест нереста. Сегодня в реке водятся в основном лещи.
Евгений УПАДЫШЕВ, заместитель начальника ФГБУ «Верхнеобьрыбвод», вздыхает: «Заиливание грунта и уменьшение полезного объема воды приводят к массовой гибели икринок. Причем исправить ситуацию невозможно — у нас мягкие грунты, которые будут размываться постоянно. Чтобы как-то улучшить естественное воспроизводство, каждую весну ставятся искусственные нерестилища — икринки там выживают лучше, чем в водохранилище. В таких нерестилищах ежегодно получается 300–500 тонн рыбы. Но в природных условиях воспроизводство было бы значительно выше».